Новий Набір студентів 6-17 років

Как системы образования в мире реагируют на новые запросы рынка труда




Психологи Роберта Михник-Голинкофф и Кэти Хирш-Пасек в своей книге «Знать или уметь? 6 ключевых навыков современного ребенка» стремятся ответить на вопрос, какие навыки нужно привить ребенку, чтобы он мог преуспеть в стремительно меняющимся мире. Так ли важно заставить детей заучивать факты в век Google? Можно ли переформатировать школьные занятия так, чтобы они отвечали современным вызовам? Авторы выделяют шесть ключевых навыков: сотрудничество, общение, усвоение информации, критическое мышление, творчество и уверенность — и рассуждают, как можно их развивать.

Стивен Тернипсид объяснил, почему у нас «серьезные неприятности». В 2015 году на планете жили 7,2 миллиарда человек, 40% из них имели доступ к интернету на 25 миллиардах устройств, и все общались, генерируя высочайшую производительность. К 2020 году население планеты составит 11,5 миллиарда, и свыше 50% будут подключены к более чем 50 миллиардам устройств. Темпы технологических изменений в Африке такие же, как и в США. Во всем мире роботы станут подсказывать людям, что делать. Только творческие личности, умеющие сотрудничать, смогут выйти за рамки возможностей хорошо спроектированного робота. Тернипсид сказал, что современная система подготовки персонала в принципе не предназначена воспитывать в человеке способность учиться и добиваться успеха в современном мире с помощью единого свода знаний.

Во многих странах мира замечают эти предупреждающие знаки. Экономическое будущее планеты требует формирования новой образовательной системы XXI века. Несмотря на то что все страны чрезвычайно разнообразны и имеют совершенно различные политические системы, они вносят изменения в сферу обучения, которые стоит рассмотреть. Некоторые из них влияют на будущий успех своих учащихся уже сейчас. Меняются совершенно не похожие страны — например Сингапур, Финляндия, Канада и Уругвай. Государства, не ценившие креативность прежде — например Китай и Сингапур, — теперь признают: чтобы быть конкурентоспособными, они должны развивать умение подрастающего поколения быть новаторами и решать задачи. В противном случае придется уступить место роботам.

Прогресс в Сингапуре


Небольшой, но мощный город-государство Сингапур четко и ясно понимает это. Мы неожиданно получили электронное письмо от человека по имени Брайан Кэсуэлл — одного из основателей компании под названием MindChamps. Он прочитал нашу книгу «Эйнштейн учился без карточек» и хотел побеседовать. Мы были настроены скептически.

Оказалось, поспешные оценки были неверны. Министерство образования Сингапура ощущало перемены и понимало, что ключом к экономическому успеху в ближайшие десятилетия станут инновации. Когда Сингапур смотрит на северо-восток, то видит формирующуюся китайскую экономику; на северо-запад — яркую индийскую. Чтобы процветать, его детям нужно нечто большее, чем просто преуспевать на международных экзаменах; они должны совершить прорыв. Юное поколение страны давно отучили от «молочной бутылочки» инноваций, но при наличии доброй воли диктатора не составит труда изменить правила в одно мгновение. Сингапур строит новую систему, чтобы воспитывать не только умных, но и творческих специалистов.

Министерство образования хочет, чтобы у выпускников сингапурских школ были

хорошо развиты чувство самосознания, здравые нравственные ориентиры и необходимые навыки и знания для решения задач будущего. Они несут ответственность перед своей семьей, общиной и народом. Они ценят красоту окружающего мира, обладают здоровым умом и телом и жизненной энергией.

Ничего себе! В то время как политики США убирали из программы часы музыки, рисования, а из расписания — перемены, чтобы уделить больше времени чтению, Сингапур объявил, что эти «дополнительные услуги» необходимы для воспитания нового поколения мыслителей. Министерство образования осознало, что четырех-пятилетние дети будут трудовыми ресурсами завтрашнего дня, и, чтобы оставаться современным экономическим чудом, государство должно научить их критическому мышлению и творческим инновациям.

Министерство образования этой страны рассказывает всему миру на своем сайте, что они сейчас ценят:

Мы стремимся воспитывать молодых сингапурцев, которые задают вопросы и ищут ответы, готовы думать по-новому, решать проблемы и создавать иные возможности для будущего. И что не менее важно, хотим помочь нашей молодежи усвоить здравые ценности и обладать сильным характером и стойкостью — необходимыми, чтобы справляться с неизбежными проблемами в жизни, не падать духом и упорно трудиться ради достижения своей мечты.

 

Финляндия


В 1970-е годы, когда США только начали осознавать, что система образования нуждается в основательном пересмотре, финны уже активно продумывали планы в этом направлении. Согласно докладу Организации экономического сотрудничества и развития (именно ее сотрудники администрируют те самые международные тесты для оценки знаний — PISA — критерии интеллектуального потенциала), в 1991 году научными исследованиями и разработками были заняты лишь 5% финских специалистов от образования; в 2003 году их количество возросло до 20%. А «к 2001 году рейтинг Финляндии во всемирном индексе конкурентоспособности Всемирного экономического форума поднялся с 15-го на 1-е место, и с тех пор страна не сходит с его верхних строк».

Что же такого особенного знали финны? Секрет раскрыл Паси Сальберг в своей книге 2010 года Finnish Lessons: What the World Can Learn From Educational Change in Finland («Финские уроки. История успеха реформ школьного обра-зования в Финляндии»). Сальберг — лауреат престижной премии Grawemeyer Award 2013 года за инновационные идеи, СЕО Центра международной мобильности и сотрудничества при Министерстве образования и культуры Финляндии. Он сам имел отношение к революции образования в своей стране и стал суперзвездой, рассказывая об этой истории успеха. Американцу трудно поверить, что для семи-восьмилеток Суоми дорога к успеху втиснута в четырехчасовой учебный день без домашних заданий и тестов!

Так в чем же дело? В статьях о финском чуде отмечается, что учителям платят как ведущим профессионалам и уважают их труд. Они коллективно разрабатывают учебные планы, не прибегая к готовым сценариям уроков, и, как следствие, чувствуют полную ответственность за успех или неудачу своих подопечных. Но это еще не все. В школах поощряются творчество и комплексный подход, и все стараются, чтобы ученики чувствовали себя центральной частью более широкого общества, выходящего за пределы школьных стен. Финские дети играют и применяют свои знания, тогда как американские находятся в состоянии стресса и зубрят материал перед тестом.

Но, возможно, вы считаете, что нельзя сравнивать Финляндию с такой огромной страной, как США? Если так, в вас говорит то, что Сэмюэль Абрамс из New Republic называет рефлексивной критикой: «Рефлексивная критика при сравнении наших образовательных систем — это когда люди говорят, что результаты финского PISA оказываются следствием намного меньшего размера страны и большей однородности нации (5,3 миллиона человек, из которых только 4% — иностранцы [Данные 2010 года. На начало 2017 года в Финляндии проживали около 11% иностранцев, а численность населения выросла до 5,5 миллиона человек])».

Причина успеха Суоми не в этом. Ее соседка Норвегия (тоже небольшая, с 4,8 миллиона населения, схожая по степени однородности (всего 10% иностранцев), не достигла высот Финляндии. В этой стране применяется подход, аналогичный американскому: зарплаты небольшие («учителя с пятнадцатилетним стажем получают всего 70% от того, что платят выпускникам университета»), педагоги часто имеют минимальное образование, а с 2004 года введена национальная система стандартизированных экзаменов.

Канада


Другой пример — большое государство к северу от границы Америки. Но там, в отличие от США, дети обучаются на основании результатов научных исследований за последнее десятилетие. И хотя у канадцев обычно не принято прыгать и размахивать флагом, они гордятся 5-м местом в международных тестах по математике, грамотности и естественным наукам.

Мы ездили в Канаду, когда там начала внедряться новая образовательная инициатива. Выпущенный 15 июня 2009 года отчет о первой программе обучения в Онтарио содержал подробный рассказ, как «универсальная дошкольная программа, которую преподают педагоги, специализирующиеся на развитии детей раннего возраста и обучающих играх, повышает готовность к школе». Игра как основа образовательной программы — это именно то, на чем настаивают ученые, занимающиеся обучением. К сожалению, в большинстве западных стран информация вливается в мозг малышей совсем не так.

Нас пригласили в Канаду, чтобы успокоить волнения, которые могла вызвать эта новая программа, и заверить людей, что обучение посредством игры в начальных классах действительно обладает потенциальной ценностью.

Профессор Стюарт Шенкер из Университета Йорка в Торонто в своем дальновидном докладе Every child, every opportunity («Каждый ребенок, любая возможность») выразился так: «Цель не в том, чтобы реанимировать программу, ориентированную на учителя и типичную для начальной школы. Дело в создании направленной на ребенка среды деятельности, которая мобилизует его интерес и воображение».

Эксперимент в Уругвае


Если вы считаете, что Финляндия и Канада не те места, чьим образовательным реформам можно позавидовать, приглашаем в латиноамериканскую страну Уругвай. При населении чуть более трех миллионов они сейчас проводят эксперимент, который переносит их в цифровую вселенную.

За последние несколько лет правительство распространило среди учеников и учителей более полумиллиона ноутбуков. Эта программа получила название CEIBAL — сокращение обозначает базовые информационные возможности для интерактивного обучения (Conectividad Educativa Informatica Basica para el Aprendizaje en Linea). Название ассоциируется с деревом сейбо, цветок которого — национальный символ Уругвая. Программа, призванная способствовать распространению технологий и знаний, а также социальному равенству, включает ноутбуки с книгами, учебными материалами и играми для всей семьи.

Южноамериканские ученые разработали детские компьютерные игры для стимулирования любви к учебе и интеллектуального любопытства. Эти занятия отлично подходят школьникам, если контент создан с учетом принципов науки об обучении. Усвоение содержания доставляет ребятам радость, они увлекаются и сотрудничают с учителями и родителями.

В правительстве надеются, что такой подход будет способствовать экономическому успеху страны на международном рынке.

Во многих странах начинают задумываться, как воспитывать детей так, чтобы они легче двигались к вершинам экономической лестницы в последующие годы, — уважать и поощрять реалистичное мышление в сочетании с большой долей творчества и инноваций.

Эти же страны уделяют первостепенное внимание локальным сообществам, вкладывают максимальные средства в развитие дошкольников и предоставляют больше времени для активного игрового поиска информации. Кроме того, они ценят педагогов и следуют модели «учитель — ученик», когда взрослые как бы учатся вместе с детьми. Иными словами, наставники больше не обязаны вливать знания в «пустые» головы ребят; они строят эти знания вместе.

Источник

Apply to LEONARDO ART SCHOOL

APPLY to BIGBOSS BUSINESS SCHOOL (UK)

КУРС "ПРОФОРИЄНТАЦІЯ" ДЛЯ СТАРШОКЛАСНИКІВ

Школи IBA

Франшиза MINIBOSS BUSINESS SCHOOL

Франшиза MINIBOSS BUSINESS SCHOOL
Розвивайте свої міста та країни!